Нормативные документы, регламентирующие систему подготовки научно-педагогических кадров в рамках Болонского процесса

Проблемы организации европейского института подготовки докторантов (аспирантов) были исследованы в ряде проектов Европейской ассоциации университетов, а также обсуждались на европейских конференциях министров высшего образования в рамках Болонского процесса.

Так, на встрече, проходившей в Глазго по инициативе Ассоциации европейских университетов (31 марта – 2 апреля 2005 года), принята конвенция, в которой особое внимание обращено на необходимость развития мобильности при подготовке аспирантов и проведении научных исследований. Международные дискуссии по поводу существующих методов и инноваций при подготовке аспирантов, а также направлений реформирования подготовки научных кадров содействовали принятию рекомендаций и предложений по совершенствованию докторских программ в европейских странах.

На семинаре Болонского процесса, проходившего в 2005 г. в Бергене было сформулировано соглашение о концептуальных принципах новой подготовки специалистов согласно формуле: 3+2+3. Таким образом, было установлено, что подготовка аспирантов должна стать продолжением системы высшего образования, как третий цикл после бакалавриата и магистратуры. Основным компонентом подготовки было признано получение нового знания в результате проведения оригинальных исследований. Также в данном коммюнике была отмечена своевременность постановки вопроса о «европейской докторантуре» и необходимость взаимного признания докторских дипломов в европейских странах для повышения привлекательности научно-исследовательской карьеры.

В этом же году, учитывая основные проблемы докторского образования (мобильность, трудности карьерного роста, недостаток финансирования, разнородность программ подготовки аспирантов и организационных структур, «утечка мозгов» и т.д.) в г. Зальцбург (Австрия) в рамках Болонского семинара была утверждена докторская программа для европейского общества знаний «Зальцбургские принципы»:

1. Основное содержание подготовки докторов должно быть ориентировано на получение нового знания в ходе оригинальных исследований. Вместе с тем подготовка по программам PhD должна отвечать требованиям рынка труда.

2. Реализуемые университетами программы подготовки исследователей должны отвечать новым вызовам и предусматривать широкий спектр профессиональных возможностей для развития карьеры аспирантов.

3. Разнообразие докторских программ в Европе является положительным фактором, который должен быть подкреплен качественной практикой.

4. Аспиранты как начинающие исследователи должны рассматриваться в качестве профессионалов, которые вносят важный вклад в получение нового знания и должны быть наделены соответствующими правами.

5. Отношения научных руководителей и аспирантов, формы и методы контроля и оценки деятельности аспирантов и научных руководителей должны базироваться на четко распределенных обязанностях между аспирантами, их руководителями, университетами и другими партнерами.

6. Необходимо стремиться к максимальному развитию аспирантских программ, использующих разные типы инновационных практик: от школ дипломированных специалистов в ведущих университетах до международного, национального и регионального межуниверситетского сотрудничества.



7. Продолжительность подготовки аспирантов, как правило, должна составлять три–четыре года дневного обучения.

8. Необходима поддержка инновационных структур, которые должны отвечать требованиям междисциплинарного обучения и развития универсальных навыков.

9. Аспирантские программы должны обеспечивать как географическую, так и междисциплинарную и межотраслевую мобильность, международное взаимодействие в условиях интегрированной структуры сотрудничества между университетами и другими партнерами.

10. Развитие качественных программ и успешное завершение диссертационных работ требуют соответствующего устойчивого финансирования. По мнению участников встречи в Зальцбурге, аспиранты должны быть профессионально подготовлены не только к исследовательской работе, но и к другим видам интеллектуального труда. Университеты несут ответственность за совершенствование аспирантских программ, выступая гарантами их качества, и отвечают за развитие стратегии и путей становления карьеры на ранних этапах деятельности исследователя.

Таким образом, современные реформы докторского образования и в России и в Европе продолжают развиваться, с одной стороны, пытаясь сохранять национальные традиции, с другой, придерживаясь «Зальцбургских принципов».


5295498131044974.html
5295543037843913.html
    PR.RU™