РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
РИСУНОК
Специальность: 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство»
Квалификация: – Художник народных художественных промыслов
факультет декоративно-прикладного искусства
Форма обучения: очная
Курс: I–III
Семестры: I–V
Форма контроля: экзаменационный просмотр
Разработчики: Васильева Е.И., Ломакин М.О.
Санкт-Петербург
Цели и задачи дисциплины: Рисунок.
Рисунок является одним из главных средств познания и отображения мира в изобразительном искусстве.
В учебном процессе дисциплина «Рисунок» занимает ведущее место в ряду изучаемых дисциплин при подготовке Художник народных художественных промыслов по квалификациям «Художественная вышивка», «Художественное кружевоплетение», «Ювелирное и косторезное искусство», «Лаковая миниатюрная живопись», «художественная роспись по металлу». Рисунок как основа художественного образования имеет важное значение в формировании художника по специализации «Декоративно прикладное искусство и народные промыслы». Программа учебной дисциплины «Рисунок» основана на лучших традициях русской реалистической школы. Она нацелена на изучение натуры с учетом специфики профессиональной направленности. Владение рисунком необходимо для развития творческой индивидуальности художника народных художественных промыслов.
Содержание дисциплины «Рисунок» профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействует реализации задач в их профессиональной деятельности.
Программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионально образования (ФГОС СПО) по специальности 54.02.02 - Декоративно прикладное искусство и народные промыслы (по видам), квалификация «Художник народных художественных промыслов».
Цель дисциплины «Рисунок»: овладение методами изобразительного языка рисунка, получение обучающимся базового объема знаний и навыков в работе с натуры.
Создание средствами рисунка с использованием различных техник учебных заданий и композиций различной степени сложности.
- Формирование базового объема знаний и компетенций.
- Приобретение умений и навыков методического ведения работы.
- Овладение методами реалистического изображения.
- Развитие творческого подхода при решении учебных задач.
Учебные задачи дисциплины «Рисунок»:освоение обучающимся навыков рисования с натуры через систему последовательно усложняющихся заданий, выявление законов логики конструктивно-пластического построения формы, организация пространства средствами линейного, светотеневого, тонального рисунка. Организация пространства формата с учетом соотношения плоскости и объема, светлого и темного, ритма и движения, равновесия масс и т.д.; разнообразные техники и технологии рисунка, их изобразительно-выразительные возможности; разрешение средствами рисунка образных, психологических задач. (федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по по специальности 54.02.02 - Декоративно прикладное искусство и народные промыслы (по видам), квалификация «Художник народных художественных промыслов».
2. Место дисциплины в структуре ОПОП:
Общепрофессиональный цикл
Для освоения данной дисциплины необходимы базовые знания по композиции, рисунку. Рисунок является предшествующим этапом в обучении для таких дисциплин как живопись.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Выпускник по специальности 54.02.02 - Декоративно прикладное искусство и народные промыслы (по видам), квалификация «Художник народных художественных промыслов» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать следующими компетенциями:
- общекультурными компетенциями (ОК):
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
2.3. Художник народных художественных промыслов должен
обладать профессиональными компетенциями, соответствующими
основным видам профессиональной деятельности:
- профессиональными компетенциями (ПК):
способностью демонстрировать свободное владение выразительными средствами изобразительного искусства (рисунок, графика), способностью проявлять креативность композиционного мышления (ПК-1);
ПК 1.1. Изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду средствами академического рисунка.
ПК 1.5. Выполнять эскизы и проекты с использованием различных графических средств и приемов.
ПК 1.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
В результате освоения базовой части цикла обучающийся должен:
Знать: основные законы зрительного восприятия произведений искусства; основные законы композиционного построения изображения на картинной плоскости; теорию восприятия цвета и методику использования теоретических знаний в творческом процессе; художественные материалы и техники, применяемые в рисунке, живописи, композиции.
Уметь: применять знания законов композиции, перспективы и пластической анатомии в своей практической и творческой работе; выражать свой творческий замысел средствами изобразительного искусства; применять на практики знания техники и технологии материалов при работе над художественном произведением; четко соблюдать технологические процессы в художественном творчестве; наблюдать, анализировать и обобщать явления окружающей действительности через художественные образы для последующего создания художественного произведения.
Владеть: разнообразными техническими и технологическими приемами творческого процесса при создании художественного произведения: техниками и технологиями живописи, рисунка, наброска, штудий; методиками сбора подготовительного материала и работы над композицией; навыками работы с натурными постановками, как короткими, так и длительными.