Распределительная логистика и логистическое обслуживание

Распределительная логистика или дистрибьюция–это функциональная область логистики, задача которой – интегрированное управление логистическими функциями и операциями продвижения готовой продукции и сопутствующим логистическим сервисом от производителей или оптовых торговых компаний до конечных потребителей с оптимальными затратами.

Основная задача дистрибьюции–максимальная экономия всех ресурсов в цепях поставок «производитель – потребитель» при обеспечении требуемого уровня качества готовой продукции и сервиса.

Дистрибьюция охватывает:

1. Производителей с их складом готовой продукции.

2. Торговых посредников.

3. Логистических посредников.

4. Организации обеспечивающие информационное, финансовое, таможенное, страховое проведение материального потока.

5. Предприятия сферы обслуживания и розничной торговли.

Фирма производитель заинтересована в том, чтобы контролировать позицию своей продукции на рынке, цены на товар вплоть до конечного потребителя. Для этого ей необходимо иметь собственную сбытовую сеть, распределительную инфраструктуру. Это может быть очень хлопотно и связано с большими затратами для производителя.

Производитель может создать независимую сбытовую сеть, поставляя свою продукцию независимым торговым посредникам. Но в этом случае он теряет контроль над своей продукцией на рынке.

Третьим вариантом является создание связанной сбытовой сети, когда в распределительную систему привлекаются логистические посредники, которые осуществляют все логистические операции вместо фирмы производителя. Избавляя себя от необходимости иметь дорогостоящую сбытовую инфраструктуру, производитель в тоже время в значительной степени контролирует позицию своей продукции на рынке.

Основными функциями логистического менеджмента фирмы в дистрибьюции являются:

- построение структуры распределительной сети (дистрибутивных каналов);

- оптимальная дислокация дистрибутивных центров (баз, складов) и других звеньев логистической распределительной сети;

- поддержание стандартов качества логистического сервиса;

- экспедирование и транспортировка готовой продукции;

- складирование, хранение и грузопереработка готовой продукции в складской системе;

- управление запасами готовой продукции;

- обеспечение сохранности груза, страхование рисков, таможенное офор­мление;

- анализ логистических издержек и установление цен на логистические услуги;

- мониторинг товарно-транспортных потоков и информационно-компь­ютерная поддержка логистики в дистрибьюции и т.д.

В дистрибьюции на сегодняшний день наблюдаются следующие тенденции:

- значительное расширение розничной сети, появление сетевых магазинов и крупных компаний в этой сфере, работа в нескольких форматах и т.д.;



- расширение ассортимента товарной продукции;

- минимизация страховых запасов у конечных потребителей, что требу­ет частых поставок мелкими партиями;

- независимый спрос на товары, что усложняет управление, запасами;

- повышение требований потребителей к гибкости обслуживания, связанных с выполнением незапланированных заказов;

- появление разветвленной складской сети, максимально приближенной к конеч­ному потребителю;

- приоритет складской поставки перед транзитной для большинства видов готовой продукции;

- значительное число посреднических структур и т.д.

Одна из главных задач распределительной логистики – это построение и организация каналов распределения.

Канал распределения — это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю. Это совокупность организаций или от­дельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другим организациям и лицам право собственности на конкрет­ныйтовар или услугу на пути от производителя к потребителю.

Решение о выборе каналов распределения — одно из важнейших, которое необходимо принять руководству орга­низации.

Выбранные каналы непосредственно влияют на скорость, время, эффективность дви­жения и сохранность продукции при ее доставке от производителя, к конечному потребителю.

Использование каналов распределения приносит производителям определенные выгоды:

- экономию финансовых средств на распределение продукции;

- возможность вложения сэкономленных средств в основное производство;

- продажу продукции более эффективными способами;

- высокую эффективность обеспечения широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков;

- сокращение объема работ по распределению продукции.

При этом организации или лица, со­ставляющие канал, выполняют ряд важных функций:

- проводят исследовательскую работу по сбору информации, необходимой для планирования распределения продукции и услуг;

- стимулируют сбыт путем создания и распространения ин­формации о товарах;

- устанавливают контакты-с потенциальными покупателями;



- приспосабливают товар к требованиям покупателей;

- проводят переговоры с потенциальными потребителями про­дукции;

- организуют товародвижение (транспортировка и складиро­вание);

- финансируют движение товаров по каналу распределения;

- принимают на себя риски, связанные с функционированием канала.

Все или часть этих функций может быть взята на себя произво­дителем. При этом издержки производителя возрастают. Из-за спе­циализации посреднических организаций, они нередко выполняют перечисленные функции каналов распределения товаров эффек­тивнее. Для покрытия своих издержек посредники взимают с про­изводителя дополнительную плату. Таким образом, вопрос о том, кому следует выполнять различные функции канала распределе­ния, — это вопрос относительной эффективности.

Логистические каналы обладают многообразием, в силу этого актуальным является вопрос об их классификации. В основу классификация положены различные основания.

Так по характеру связей между участниками выделяют следующие дистрибутивные каналы.

1. Каналы в корпоративной системе. В данном случае последовательные этапы производства распределения объединены в рамках одной организации.

2. Каналы в вертикальной системе. В этом случае каналы, состоящие из производителя и одного, или нескольких посредников, действу­ют как одна единая система. Это обусловлено тем, что один из членов канала, как правило, либо является собственником остальных компании-участниц, либо предоставляет им определенные привилегии. Таким членом может быть производитель, оптовый или розничный по­средник. Они возникли как средство контроля за поведением канала. Они экономичны и исключают дублирование членами канала, выполняемых функций.

  1. Каналы в договорной (горизонтальной) системе. При таком подходе каналы состоятиз независимого производителя и одного или нескольких независимых посредников. Каждый член канала представляет собой отдельное предприятие, стремящееся обеспечить себе максимальную прибыль. Максимально возможная при­быль отдельного члена канала может идти в ущерб максимальному извлечению прибыли системой в целом, так как ни один из участников не имеет полного или достаточного контроля над деятель­ностью остальных членов. Для обеспечения максимальной прибыли они вынуждены вступать в договорные отношения.

Каналы также принято различать по числу торговых точек.

1. Каналы интенсивного распределения, относятся к большому числу торговых точек, что позволяет наиболее интенсивно «наполнить» рынки например, товарами повседневного спроса.

2. Каналы эксклюзивного распределения, относятся к незначительному

числу торговых точек, рассчитанных на обслуживание особых потребностей специального сегмента рынка;

3. Каналы селективного распределения, относятся к небольшому числу торговых точек. Это нечто среднее между интенсивными и эксклюзивными каналами.

И наконец, каналы различают по признаку прямолинейности.

1. Каналы прямой дистрибьюции, когда производитель осуществляет продвижение и продажу готовой продукции в основном непосредственно потребителямчерезсвои структуры сбыта или отделы продаж.

- Каналы не прямой дистрибьюции, когда товары поступают потребителям через систему посредников — оптовых торговцев, агентов, дилеров и т.п.

При выявле­нии возможных вариантов каналов распределения крайне важно опре­делиться с типом используемых посредников. Посредники отличаются большим разнообразием. Поэтому актуальной является проблема их классификации. Чаще всего в основу такой классификации кладется три основных признака:

- наличие или отсутствие у посредника собственных складов;

- от чьего имени работает посредник;

- за чей счет посредник ведет свои операции.

В связи с этим всех посредников принято делить на имеющие склады и не имеющие склады.

В свою очередь среди посредников, имеющих склады, выделяют:

- независимые оптовые предприятия, к которым принято относить дистрибьюторов, дилеров, оптовых торговцев, оптовиков-консигнантов, оптовиков посылочной торговли;

- зависимые оптовые посредники, к которым относятся оптовые базы промышленных компаний;

- агентов и брокеров, включающих агентов по закупкам и оптовиков-комиссионеров;

- специализированных оптовиков, к которым принадлежат дистрибьюторы продуктов нефтепереработки и дистрибьюторы сельскохозяйственной продукции.

В число посредников, не имеющих складов, как правило, входят:

- независимые оптовые предприятия, включающие оптовиков-коммивояжеров и оптовиков-организаторов;

- агенты и брокеры, включающие товарных брокеров, промышленных агентов и полномочных агентов;

- зависимые оптовые предприятия, которые представлены оптовыми сбытовыми (дистрибьюторскими) конторами.

Наиболее многочисленной и распространенной группой посредников являются независимые оптовые компании, имеющие собственные склады.

Ниже представлена характеристика некоторых из них.

Дистрибьюторы — это оптовые и розничные посредники, имеющие мощную складскую сеть и выполняющие полный цикл операций. Они ведут операции от имени производителя и за свой счет. Как правило, производитель предоставляет дистрибьютору право торговать своей продукцией на определенной территории и в течение определен­ного срока. Таким образом, дистрибьютор не является собствен­ником продукции. По договору им приобретается право продажи продукции. Дистрибьютор может действовать и от своего имени. В этом случае в рамках договора на предоставление права продажи заключается договор поставки. В логистической цепи дистрибью­торы обычно занимают положение между производителем и диле­рами.

Дилеры — это оптовые (реже розничные) посредники, также имеющие собственную складскую сеть. Они ведут операции от своего имени и за свой счет. Товар приобрета­ется ими по договору поставки. Таким образом, дилер становится собственником продукции после полной оплаты поставки. Отно­шения между производителем и дилером прекращаются после выполнения всех условий по договору поставки. Однако взаимо­отношения производителя с дилерами в последнее время приобре­тают разнообразные формы из-за желания производителей фор­мировать вертикальные каналы распределения. При этом дилеры наделяются определенными привилегиями, объединяя в своих руках ряд последовательных этапов процесса производства и распределения. В логистической цепи дилеры занимают положение, наиболее близ­кое к конечным потребителям.

Оптовые торговцы – это независимые компания на основе полной собственности. Они работают в основном с розничными предприятиями, предоставляя им полный пакет услуг. Торговцы делают крупные закупки у производителя, размещают продукцию на одном или нескольких своих складах. В соответствии с поступившими заказами, комплектуют партии небольших размеров, и направляют их потребителю. Кроме того они как правило оказывают клиентам и другие услуги, например, предоставляют торговый кредит, несут риски, связанные с содержанием запасов, оказывают консультационную помощь. Оптовые торговцы отличаются друг от друга главным образом широтой ассортиментного набора товаров.

В физическом распределении, для обеспечения успеха, необходимо следовать некоторым правилам, которые принято называть «золотыми» правилами логистик.

Правило 1. Для наиболее эффективного удовлетворения потреби­телей распределительная логистическая цепь должна обеспечивать максимальное приближение к точкам конечного сбыта, использоваться возможно чаще и осуществлять транспортировку на возможно большее расстояние путем использования грузовых единиц продукции и грузо­вых транспортных единиц максимально возможной вместимости.

Правило 2. Для наиболее эффективного решения задачи физического распределения в логистической цепи необходимо использовать минимальное количество измерения продукции и минимальное количество условных дистрибутивных единиц транспорта (независимо от их вместимости).

Правило 3. Если нельзя избежать создания стационарного склада, то он должен располагаться в логистической цепи в центре консолидации, который размещается возможно ближе к конечным торговым точкам (если это касается физического распределения в плане транс­портировки) и в центре консолидации, расположенном возможно ближе к исходному производственному процессу (если это касается сортировки).

Огромную роль в распределительной логистике для обеспечения успешной деятельности играет обслуживание клиентов, предоставление им различных услуг, которые принято называть логистическим сервисом.

Логистический сервис – это совокупность нематериальных логистических операций, обеспечивающих максимальное удовлетворение спроса потребителей в процессе управления материальными и информационными потоками, наиболее оптимальным, с точки зрения затрат, способом. Иначе говоря, это комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки това­ров, управление потоками услуг.

Логистический сервис классифицируется:

- по временному параметру - предпродажный, работы по оказанию логистических услуг, послепродажный;

- в зависимости от формы оплаты - платный и бесплатный;

- по содержанию работ - материальный и нематериальный;

- по направленности - прямой и косвенный;

- по степени адаптивности к потребностям - стандартизированный и индивидуальный;

- по масштабу- локальный и региональный, национальный и международный.

Для обеспечения успешной деятельности важно соблюдать некоторые принципы логистического сервиса.

1. Обязательность предложения, которая выражается зависимостью:

åååYijk>М

Где М – минимально допустимый уровень обслуживания;

Yijk – логистическая услуга, опосредующая i-тый вид товаропотока, адресуемого в j-тый регион k-тому потребителю

2. Свободный выбор потребителем формы и уровня логистического обслуживания. То есть потребитель в праве выбирать какой оббьем услуг ему необходим. Это может быть выражено следующими формулами:

S полн=Sm+Sn+Sэ

S1=Sполн-(Sn+Sэ)

S2=Sполн-Sэ

Где Sполн – полная стоимость потребления услуг,

Sm – стоимость приобретения товара,

Sn – стоимость поставки,

Sэ – стоимость эксплуатации,

S1 – стоимость поставки, по условиям которой потребитель отказывается от всего пакета

S2 стоимость поставки, по условиям которой потребитель отказывается от послепродажного обслуживания;

3. Адекватность ценовой политики, которая выражается следующей зависимостью:

Y=f(SPZC)

где S – спрос на логистические услуги

P – предложение логистических услуг

Z – затраты, связанные с оказанием услуг

С – ценовая стратегия предприятия.

4. Технико-технологическая адаптивность сервиса

5. Удобство сервиса

6. Максимальное соответствие требованиям потребителей к характеру потребляемых изделий

7. Неразрывная связь сервиса с маркетингом

В задачи логистического сервиса входит:

- консультирование потенциальных покупателей перед приобретением ими изделий;

- подготовка покупателя к наиболее эффективной и безопасной эксплуатации приобретаемой техники;

- передача необходимой технической документации;

- предпродажная подготовка изделия;

- доставка изделия на место эксплуатации таким образом, чтобы свести к минимуму вероятность его повреждения в пути;

- приведение изделия в рабочее состояние;

- обеспечение полной готовности изделия к эксплуатации;

- оперативная поставка запасных частей.

В области логистического сервиса компании могут применять следующие стратегии:

- широкая номенклатура логистических услуг;

- значительный диапазон, в котором может меняться их качество;

- влияние услуг на конкурентоспособность фирмы и величину издержек.

Важным является вопрос о формировании системы логистического сервис. Он включает в себя следующие этапы:

- сегментация потребительского рынка;

- выбор значимых для покупателей услуг;

- ранжирование услуг;

- определение стандартов услуг;

- оценка оказываемых услуг;

- установление обратной связи.

В логистическом сервисе трудно переоценить вопрос о параметрах качества сервиса. Такими параметрами могут служить:

- расхождение между ожиданиями покупателя в качестве сервиса и восприятием предприятия этих ожиданий;

- расхождение между восприятиями ожиданий потребителей и действительным качеством услуг;

- расхождение между рекламируемым и реальным сервисом.

Не менее важным вопросом является определение уровня логистического обслуживания. Для этого используется следующая формула:

где g - уровень логистического обслуживания;

M - количественная оценка теоретически возможного объема логистического сервиса;

m - количественная оценка фактически оказывае­мого объема логистического сервиса.

где N - количество услуг, которое теоретически может быть оказано

n - фактическое количество оказываемых услуг;

ti - время на выполнение i-той услуги.

График зависимости затрат на обслуживание от величины уровня обслуживания

График зависимости потерь, вызванных ухудшением обслуживания, от величины уровня обслуживания

График зависимости затрат и потерь от величины уровня обслуживания

В современной логистике принято применять следующие критерии качества логистического сервиса:

- надежность поставки;

- полное время от получения заказа до поставки партии товаров;

- гибкость поставки;

- доступность;

- безопасность;

- взаимопонимание с покупателем;

- наличие запасов на складе поставщика;

- возможность предоставления кредитов, а также ряд других.


5289863604564815.html
5289919861598442.html
    PR.RU™